Задержка речевого развития: как помочь малышу начать говорить?
Качественное, количественное недоразвитие словарного запаса, недостаточная сформированность экспрессивности речи являются признаками задержки речевого развития (ЗРР) у детей. При этом у несовершеннолетних наблюдаются нормальное интеллектуальное развитие, понимание речи, а выработанные артикуляционные навыки не соответствуют возрасту.
Как помочь ребенку?
ЗРР диагностируют у малышей в возрасте до 3 лет. Элементарный словарный запас у ребенка (при условии нормального физического, интеллектуального развития) завершает формироваться в 3-4 года. Диагностика ЗРР представляет собой комплексный процесс. Ее осуществляет не только логопед! Исследования проводят невролог, отоларинголог, педиатр. До начала логопедической речевой коррекции необходимы и консультации с психологом.
После оценки соматического статуса ЗРР логопед-дефектолог у ребенка:
- Анализирует анамнез нарушения.
- Определяет уровень развития моторики.
- Проверяет состояние ориентировочных реакций (зрительных и слуховых).
- Оценивает коммуникативные навыки.
Важным методом логопедической диагностики признано наблюдение за детьми. Например: у малышей возрастной группы до 12 месяцев принято проверять доречевую и голосовую активность, в более старшем возрасте — соответствие объема словарного запаса возрастным нормативам, наличие в речи осмысленных фраз.
Коррекция ЗРР напрямую зависит от причин нарушения.
Важными составляющими помощи ребенку являются:
- Обеспечение гармоничной речевой среды.
- Стимулирование речевого развития.
- Обогащение словарного запаса.
- Постановка звуков.
- Обучение правильному построению предложений.
- Артикуляционная гимнастика.
В ряде случаев медикаментозную терапию и логопедические занятия осуществляют одновременно. В таких ситуациях врачи нередко назначают детям ноотропы, которые активизируют метаболические процессы в ЦНС, позитивно влияют на познавательные функции, способности к освоению новых компетенций, усвоению информации. С аналогичной целью могут быть применены и методы физиотерапии.
Подробнее о нормах
Для каждого возраста детей общеприняты определенные нормативы развития. Плач ребенка можно считать его первой «речью», ведь в процессе участвуют голосовые, артикуляционные, дыхательные органы. Предречевой период у малышей длится до года и состоит он из 3 этапов: гуления, лепета, произнесения лепетных и первых нелепетных слов. Последних в словарном запасе на 12-ом месяце жизни должно быть около 10.
До 2-летнего возраста ребенок накапливает пассивный словарь (его примерный объем: 200 слов), Активный словарь в 10 раз меньше, но общего словарного запаса вполне достаточно несовершеннолетнему, чтобы осмысленно называть предметы, животных. Далее у малыша развивается фразовая речь. В итоге к 3-летнему возрасту общий словарный запас должен увеличиться до 1200 слов и более. В это время ребенок уже может вступать в речевое общение с другими людьми.
Обратите внимание!
В логопедической практике нередко встречается термин «лексический взрыв». Он означает: после наступления 2-летнего возраста ребенок должен активно составлять предложения, обогащать словарный запас, использовать (пусть даже с ошибками) большинство частей речи.
Основные причины ЗРР
Задержку речевого развития специалисты обычно диагностируют у детей после наступления 24-месячного возраста. Главная сложность диагностики в том, что в возрасте 2,5 года нарушения речи у многих несовершеннолетних исчезают. Такой результат возможен, когда интеллектуальное развитие в пределах нормы. Если же фразовая речь у малыша не появляется, это верный признак ЗРР.
Параллельно с данным состоянием специалисты часто диагностируют у представителей подрастающего поколения задержку психического развития. В таких случаях речь идет именно о ЗПРР, когда психические и речевые процессы не соответствуют возрастным нормам. Причины задержки психо-речевого развития принято делить на органические и социальные. Первые включают в себя различные поражения ЦНС, слухового аппарата, перенесенные инфекционные патологии, генетические факторы, вторые — педагогическую запущенность, отсутствие культуры речевого общения в семье, дисгармоничное воспитание, психологические травмы, билингвизм.
О симптомах и степенях ЗРР
Задержка речевого развития бывает 3 степеней. Первая характеризуется тем, что ребенок способен произносить только отдельные слова. Она наиболее тяжело подвергается коррекции. Если у малыша диагностирована вторая степень ЗРР, это означает: несовершеннолетний может самостоятельно, пусть с ошибками, строить предложения. Третьей степени присущи небольшие отклонения в употреблении отдельных слов, произношении звуков. Она легче первой и второй подвергается коррекции.
Чтобы своевременно выявить ЗРР и ЗПРР, родителям необходимо обращать внимание на поведение малыша.
Признаки задержки речевого развития у ребенка:
- В возрасте до года не реагирует на общение, не улыбается.
- В 1,5 года обнаружены признаки алалии.
- Первые слова начал произносить в 12 месяцев.
- В возрасте 2-лет не реагирует на свое имя, не понимает простых просьб.
- В 3 года отсутствует осознанная речь, общение с окружающими происходит с помощью мимики, заученных фраз.
Перечисленные симптомы укажут на ЗРР. У вас остались вопросы? Без промедления обращайтесь к нам!.