Умственная отсталость

Диагноз «умственная отсталость»: как развить у ребенка речевые компетенции?

Различные патологии головного мозга становятся причинами низких интеллектуальных, познавательных способностей несовершеннолетних. Речевые нарушения у таких детей системные, им присущ семантический эффект.

Признаки, формы умственной отсталости

Несовершеннолетние, у кого диагностирована олигофрения, испытывают серьезные трудности с освоением устной, письменной речи. Перечень речевых нарушений у данной категории детей весьма обширен, он включает в себя дислалию, дизартрию, ринолалию, дисфонию, дислексию, дисграфию, заикание. Отставание в интеллектуальном развитии не является, по сути своей, заболеванием и не поддается терапии.

Деструктивные изменения личности ребенка происходят на фоне особого «сценария» развития психики. На физическое состояние коры головного мозга практически невозможно позитивно повлиять с помощью традиционных медицинских методик. Ее изменения носят необратимый характер, ведь они произошли в перинатальный период, когда нервная система организма формировалась. Однако социализация таких детей, обучение речевым навыкам вполне возможны.

Одно из основных препятствий для данных процессов: несовершеннолетним присуще доминирование произвольной памяти. Они сосредотачиваются в основном на внешних свойствах, (а не на содержании, назначении) объектов.

Основные признаки олигофрении у детей:

  1. Пониженный уровень познавательной активности.
  2. Замедленное развитие моторики.
  3. Маленький словарный запас.
  4. Медленные мыслительные процессы.
  5. Сложности с восприятием окружающего мира.

Данной категории несовершеннолетних свойственно и отсутствие навыков абстрактного мышления.

Обратите внимание!

Дети, страдающие олигофренией, значительно отстают в речевом развитии от своих сверстников, не могут научиться самостоятельно правильно выстраивать предложения, произносить слоги, слова, фразы.

Что зависит от степени поражения ЦНС?

Главная проблема ранней диагностики умственной отсталости: ее редко выявляют у новорожденных. Первые симптомы нарушения проявляются у детей возрастных групп от 3-х лет и старше. Существует закономерность: чем тяжелее поражения центральной нервной системы, тем раньше специалистам удается выявлять у несовершеннолетних олигофрению.

Нарушениям умственного развития в большинстве случаев присущ врожденный характер. Основные причины олигофрении: наследственная предрасположенность, родовые травмы, инфекционные патологии, вредные привычки матерей в периоды беременности.

Основные формы умственной отсталости:

  • Легкая (дебильность). Дети не утрачивают способности связно произносить короткие фразы. Несовершеннолетних возможно обучить счету, чтению, письму. Они могут усваивать минимум информации об окружающем мире.
  • Умеренная и тяжелая. Ребенку свойственно понимание обращенной к нему речи, однако он практически не обладает развитыми речевыми навыками. Важным условием успешной коррекционной работы в таких случаях признано развитие познавательной деятельности. Данную категорию детей возможно обучить основам правильного поведения. Однако они не способны освоить стандартные дошкольные, школьные программы. Разница речи несовершеннолетних с умеренной и тяжелой формой олигофрении: первые произносят отдельные слова, короткие фразы и предложения, вторые — полностью не способны к речевому развитию.
  • Глубокая. Ее чаще называют идиотией. Данной форме нарушений присуще отсутствие развития речевых функций на физиологическом уровне. Различают 3 вида идиотии: глубокую, типичную, речевую. При типичной форме нарушения максимум, чему удастся обучить ребенка: произношение несколько звуков. Если у несовершеннолетнего поставлен диагноз «речевая идиотия», результатом развития его речи станет усвоение некоторых слов.

Максимальной способностью к обучению обладают дети, страдающие легкой формой умственной отсталости. Чтобы преодолеть задержки интеллектуального развития, снизить тяжесть последствий олигофрении, разработаны специальные логопедические методики, когда формирование, коррекция речи становятся дополнением к специальным образовательным (вспомогательным) программам.

Основные направления коррекционно-логопедической работы

Коррекционные занятия позволяют исправлять дефекты речи, присущие детям, у кого выявлена умственная отсталость. Занятия с логопедом жизненно необходимы несовершеннолетним для социальной адаптации. Главная задача специалиста в данных случаях: формирование у детей лексико-грамматических, синтаксических навыков.

Логопед оказывает комплексную помощь с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего — в зависимости от возраста, степени умственной отсталости, тяжести последствий нарушений и других факторов. Например: в старшей дошкольной возрастной группе занятия с ребенком подразумевают коррекцию звукопроизношения, обогащение словарного запаса, создание условий для усвоения лексических и грамматических связей, формирование новых речевых компетенций.

Обратите внимание!

Индивидуальный подход к обучаемому является одним из важнейших условий результативности логопедической работы. Что могут сделать родные, близкие ребенка для повышения ее эффективности, создания конструктивной речевой среды в домашних условиях? Получите первичную консультацию по данному вопросу в режиме онлайн через форму обратной связи на сайте или по телефону «горячей линии»!

Диагноз «умственная отсталость»: как развить у ребенка речевые компетенции?

Различные патологии головного мозга становятся причинами низких интеллектуальных, познавательных способностей несовершеннолетних. Речевые нарушения у таких детей системные, им присущ семантический эффект.

Признаки, формы умственной отсталости

Несовершеннолетние, у кого диагностирована олигофрения, испытывают серьезные трудности с освоением устной, письменной речи. Перечень речевых нарушений у данной категории детей весьма обширен, он включает в себя дислалию, дизартрию, ринолалию, дисфонию, дислексию, дисграфию, заикание. Отставание в интеллектуальном развитии не является, по сути своей, заболеванием и не поддается терапии.

Деструктивные изменения личности ребенка происходят на фоне особого «сценария» развития психики. На физическое состояние коры головного мозга практически невозможно позитивно повлиять с помощью традиционных медицинских методик. Ее изменения носят необратимый характер, ведь они произошли в перинатальный период, когда нервная система организма формировалась. Однако социализация таких детей, обучение речевым навыкам вполне возможны.

Одно из основных препятствий для данных процессов: несовершеннолетним присуще доминирование произвольной памяти. Они сосредотачиваются в основном на внешних свойствах, (а не на содержании, назначении) объектов.

Основные признаки олигофрении у детей:

  1. Пониженный уровень познавательной активности.
  2. Замедленное развитие моторики.
  3. Маленький словарный запас.
  4. Медленные мыслительные процессы.
  5. Сложности с восприятием окружающего мира.

Данной категории несовершеннолетних свойственно и отсутствие навыков абстрактного мышления.

Обратите внимание!

Дети, страдающие олигофренией, значительно отстают в речевом развитии от своих сверстников, не могут научиться самостоятельно правильно выстраивать предложения, произносить слоги, слова, фразы.

Что зависит от степени поражения ЦНС?

Главная проблема ранней диагностики умственной отсталости: ее редко выявляют у новорожденных. Первые симптомы нарушения проявляются у детей возрастных групп от 3-х лет и старше. Существует закономерность: чем тяжелее поражения центральной нервной системы, тем раньше специалистам удается выявлять у несовершеннолетних олигофрению.

Нарушениям умственного развития в большинстве случаев присущ врожденный характер. Основные причины олигофрении: наследственная предрасположенность, родовые травмы, инфекционные патологии, вредные привычки матерей в периоды беременности.

Основные формы умственной отсталости:

  • Легкая (дебильность). Дети не утрачивают способности связно произносить короткие фразы. Несовершеннолетних возможно обучить счету, чтению, письму. Они могут усваивать минимум информации об окружающем мире.
  • Умеренная и тяжелая. Ребенку свойственно понимание обращенной к нему речи, однако он практически не обладает развитыми речевыми навыками. Важным условием успешной коррекционной работы в таких случаях признано развитие познавательной деятельности. Данную категорию детей возможно обучить основам правильного поведения. Однако они не способны освоить стандартные дошкольные, школьные программы. Разница речи несовершеннолетних с умеренной и тяжелой формой олигофрении: первые произносят отдельные слова, короткие фразы и предложения, вторые — полностью не способны к речевому развитию.
  • Глубокая. Ее чаще называют идиотией. Данной форме нарушений присуще отсутствие развития речевых функций на физиологическом уровне. Различают 3 вида идиотии: глубокую, типичную, речевую. При типичной форме нарушения максимум, чему удастся обучить ребенка: произношение несколько звуков. Если у несовершеннолетнего поставлен диагноз «речевая идиотия», результатом развития его речи станет усвоение некоторых слов.

Максимальной способностью к обучению обладают дети, страдающие легкой формой умственной отсталости. Чтобы преодолеть задержки интеллектуального развития, снизить тяжесть последствий олигофрении, разработаны специальные логопедические методики, когда формирование, коррекция речи становятся дополнением к специальным образовательным (вспомогательным) программам.

Основные направления коррекционно-логопедической работы

Коррекционные занятия позволяют исправлять дефекты речи, присущие детям, у кого выявлена умственная отсталость. Занятия с логопедом жизненно необходимы несовершеннолетним для социальной адаптации. Главная задача специалиста в данных случаях: формирование у детей лексико-грамматических, синтаксических навыков.

Логопед оказывает комплексную помощь с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего — в зависимости от возраста, степени умственной отсталости, тяжести последствий нарушений и других факторов. Например: в старшей дошкольной возрастной группе занятия с ребенком подразумевают коррекцию звукопроизношения, обогащение словарного запаса, создание условий для усвоения лексических и грамматических связей, формирование новых речевых компетенций.

Обратите внимание!

Индивидуальный подход к обучаемому является одним из важнейших условий результативности логопедической работы. Что могут сделать родные, близкие ребенка для повышения ее эффективности, создания конструктивной речевой среды в домашних условиях? Получите первичную консультацию по данному вопросу в режиме онлайн через форму обратной связи на сайте или по телефону «горячей линии»!