Тяжелые нарушения речи возможно преодолеть благодаря систематическим занятиям!

Об этом простом правиле важно помнить родителям, родственникам, опекунам, усыновителям детей, у кого выявлены сложные нарушения речи. Чаще такие дефекты называют сложными.

Главный признак нарушений: многокомпонентность. У детей с ТНР обычно интеллект развивается в пределах возрастной нормы, но речь все же нуждается в длительной коррекции.

О предпосылках возникновения сложных речевых дефектов

ТНР (тяжелые нарушения речи) — общее понятие. Оно охватывает различные дефекты: от ограниченного словарного запаса до искажений при произношении звуков, трудностей письма. ТНР подразумевает и то, что мышление, воображение несовершеннолетнего не развиваются полноценно, ребенок испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми, ведь у него замедленно формируются коммуникативные навыки. Грамматическая, лексическая неполноценность речи тоже являются составляющими сложных речевых нарушений.

Предпосылки возникновения дефектов речи разделяют на физические (физиологические) и социальные. Последние иногда называют психологическими, однако это не равноценные по смыслу термины. Социальные предпосылки включают в себя психологические причины, провоцирующие возникновение, развитие ТНР у детей.

Распространенные причины сложных нарушений речи:

  • Неврологические расстройства.
  • Злоупотребление женщиной во время вынашивания ребенка лекарственными препаратами, психоактивными веществами.
  • Перенесенные матерью в период беременности инфекционные заболевания.
  • Родовые травмы, физические нарушения у детей (например: заячья губа).
  • Постоянные стрессы, которым подвержены несовершеннолетние.
  • Травмы головного мозга, гортани.

Тяжелые нарушения речи логопеды диагностируют и у детей, страдающих различными видами потери слуха, психических расстройств.

Обратите внимание!

Если дошкольник, школьник младших классов испытывает трудности с выполнением заданий, требующих речевого контакта, это один из признаков ТНР. В реальности он выглядит так: несовершеннолетний понимает сказанное, но сформулировать, четко произнести ответ вслух у него не получается.

О диагностике нарушений при УО и нормальном интеллектуальном развитии

Сложные дефекты речи наблюдаются и у несовершеннолетних с УО (умственной отсталостью). В таких случаях тяжелые речевые нарушения становятся следствием и одним из симптомов задержки интеллектуального развития. Для организации процесса коррекции речи детей с УО могут понадобиться логопеду-дефектологу данные диагностики несовершеннолетних, осуществленной неврологами и психологами. Важно знать: нарушение словесно-логического мышления у данной категории дошкольников, школьников возможно исправить частично (только при легкой степени УО).

Для выявления ТНР у несовершеннолетних, чей уровень интеллектуального развития соответствует возрастным нормам, достаточно диагностики логопеда-дефектолога. Специалист на основе ее результатов составляет рекомендации, индивидуальные программы по устранению речевых дефектов. Важное преимущество того, когда один и тот же логопед-дефектолог осуществляет диагностику и занятия с ребенком: профессионал эффективнее осуществляет применение методик, быстрее вносит коррективы в схемы лечения ТНР.

Наиболее распространенными сложными нарушениями являются логоневроз, дизартрия, алалия, дислалия. По поведению детей возможно догадаться, есть у них прогрессируют ТНР. Несовершеннолетние, испытывающие проблемы с произношением звуков, слов, фраз, предложений, активно используют мимику, жесты вместо речи. Дети с ТНР общеупотребительные слова произносят нечетко, медленно увеличивают свой словарный запас, предпочитают обходиться однотипными фразами.

Обратите внимание!

Правильную постановку диагноза совершенно справедливо называют 50% успеха коррекции речевых нарушений. Она позволяет осуществлять данный процесс не только с учетом предпосылок возникновения ТНР, но и прогноза дальнейшего развития ребенка. Такой подход повышает качество социально-психологического сопровождения воспитанников дошкольных образовательных учреждений, частных детских садов, обучающихся начальной школы.

ТНР у дошкольников и школьников: почему требуются систематические занятия?

У детей в возрасте 5-7 лет сложные речевые нарушения специалисты обычно выявляют на уровне устной речи. Нередко такие ТНР называют комбинированными, потому что они сочетают в себе признаки нескольких речевых отклонений от возрастных норм. Если не приняты своевременно меры и ребенок не посещал логопедические занятия, речевые дефекты обретают еще более сложные формы. Это связано с тем, что в школьном возрасте должна формироваться письменная речь и компетенция чтения, включающая в себя анализ, воспроизведение содержания текстов. Они в значительной степени зависят от состояния устной речи и фонематического восприятия.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки к возникновению, прогрессированию сложных речевых нарушений, связанных с чтением и письмом. Такие дефекты называют вторичными. Они не всегда обретают вид ТНР, и все же эти проблемы не исчезают сами по себе.

Если ребенок не будет посещать в дошкольном и младшем школьном возрасте логопеда, то:

  • Отстанет в речевом развитии от сверстников.
  • Начнет испытывать сложности с усвоением программ дошкольного и школьного образования.
  • Не сможет полноценно сформировать у себя коммуникативные компетенции.

Спутником практически всех ТНР являются психологические проблемы. Они, по мере взросления каждого человека, имеют свойство усугубляться.

Чтобы подобное не произошло, требуется применять комплексный систематический подход в коррекции сложных речевых нарушений.

Его основные составляющие:

  • Регулярная логопедическая диагностика речевого развития несовершеннолетних.
  • Еженедельные занятия ребенка с логопедом-дефектологом.
  • Ежедневное выполнение несовершеннолетним логопедической гимнастики в домашних условиях.
  • Регулярное литературное слушание дошкольником, школьником произведений классической детской литературы.

Последний пункт является одной из обязательных рекомендаций опытного логопеда-дефектолога. Чтобы коррекция сложных речевых нарушений осуществлялась более эффективно, ребенку надо на слух воспринимать грамотную речь. Тогда на подсознательном уровне он будет стремиться к правильному звукопроизношению, копируя услышанное.