Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи: что важно учесть при выборе программы коррекции?

Данное нарушение у детей способно проявляться по-разному. ОНР охватывает все составляющие речи несовершеннолетних: от звуковой до семантической. Довольно часто встречается и комбинированный вид нарушения.

Общее недоразвитие речевого аппарата может быть полным и частичным. В любом случае только регулярные занятия с логопедом-дефектологом способны помочь преодолеть ОНР, стимулировать у представителей подрастающего поколения развитие речи.

Это патология или нарушение?

Для выявления системного нарушения, установления степени тяжести заболевания сегодня практикуют различные логопедические, психологические, медицинские методики. Разница лишь в том, что одни специалисты считают недоразвитие речи сугубо физиологическим явлением, функциональным состоянием речевого аппарата, другие — придают первоочередное внимание психической составляющей отклонения от возрастной нормы.

Согласно Международной классификации болезней, перечень речевых расстройств (которые принято называть в России, государствах бывшего СССР «недоразвитием») весьма ограниченный. Специалисты, признающие данную градацию, считают болезнями только те нарушения, что возникают как следствия деструктивных изменений в функционировании систем организма.

Подробнее о классификации речевых расстройств

ОНР диагностируют почти у 50% малышей, у кого есть те или иные проблемы с речью. Системному нарушению сопутствуют (или, согласно другим точкам зрения, являются составляющими отклонения от нормы) дизартрия, алалия. Если не проводить своевременно логопедические занятия с несовершеннолетними, у кого обнаружено ОНР, это приводит к появлению дисграфии (частичному нарушению процесса письма, сопровождающемуся неправильным формированием букв, неудобным расположением в руке карандаша, ручки), дислексии (проблеме с овладением чтением, письмом).

В логопедической практике нередки случаи, когда системное нарушение возникает и как следствие отклонения от нормы психоневрологического развития малыша.

ОНР бывает 3 форм:

  1. Несложное. У детей наблюдается минимальная мозговая дисфункция. Одновременно могут быть обнаружены деструктивные изменения тонуса мышц, нарушения в формировании эмоциональной, волевой сфер личности.
  2. Осложненное. ОНР диагностируют у детей, которые страдают неврологическими, психопатическими заболеваниями. У таких несовершеннолетних нередко наблюдаются судороги, признаки церебрастенического синдрома.
  3. Грубое. В этих случаях уже произошло необратимое поражение головного мозга. Данной форме общего недоразвития речи присущи дизартрия, алалия.

При составлении курса речевой коррекции логопед учитывает специфику той или иной формы ОНР. Другим важным фактором для специалиста является степень тяжести диагностированного отклонения от нормы.

Важно знать: она может меняться по мере взросления ребенка, в процессе проведения логопедических занятий.

Специалисты выделяют 4 степени тяжести ОНР:

  • Первая. Речь у несовершеннолетнего практически отсутствует. Дошкольник при общении не использует общеупотребительные фразы, слова, речевые конструкции.
  • Вторая. При наличии базовых элементов ребенок обладает бедным словарным запасом. Логопеды-дефектологи нередко в подобных случаях обнаруживают у детей аграмматизм, то есть несовершеннолетние затрудняются с составлением, пониманием предложений.
  • Третья. В таких ситуациях у ребенка преобладает, развивается фразовая речь, а недоразвитость наблюдается в отношении процесса звукопроизношения. Как вариант может быть обнаружена и недоразвитость смысловой составляющей.
  • Четвертая. Наиболее легкая форма патологии. Ей свойственны сравнительно небольшие фонетико-фонематические нарушения. При этом могут наблюдаться отклонения от нормы в лексико-грамматической составляющей.

Комплексные логопедические занятия с несовершеннолетними нацелены на формирование различных речевых компонентов: звуковых, лексических, грамматических, семантических. Только при соблюдении данного условия интеллектуальное, психическое, физическое развитие ребенка, коррекция его речи будут успешными.

О причинах расстройств и направлениях исправления

Сложнее всего поддается диагностике ОНР 4 степени. Это связано с тем, что дети, страдающие таким нарушением, допускают малозаметные ошибки. Многие родители, столкнувшись с данным явлением, считают: «ребенок подрастет и правильно заговорит». Это типичное заблуждение! В случае диагностирования ОНР 4 степени важно своевременно провести курс или несколько курсов логопедических занятий.

Игнорирование вышеуказанной рекомендации приводит к тому, что несовершеннолетние позже начинают испытывать трудности с дальнейшим овладением устной и письменной речью, звукопониманием, произношением звуков, освоением других речевых компетенций. При этом важно учитывать факт: на перечисленные деструктивные состояния оказывают влияние различные факторы.

Типичные причины появления ОНР у дошкольников:

  1. Перенесенные матерями вирусные заболевания во время беременности.
  2. Родовые травмы, нарушения функционирования ЦНС у детей.
  3. Последствия влияния психоактивных веществ, лекарственных препаратов, употребляемых беременными женщинами.
  4. Травмы головы малышей, полученные в первые 12 месяцев жизни.
  5. Различные виды асфиксии (у новорожденных), гипоксии (в период внутриутробного развития).

Влияние на возникновение системного нарушения оказывают и социальные факторы, потому профессиональный логопед обязательно включает в свою работу тесное взаимодействие с родителями, родственниками, опекунами несовершеннолетних. Во всех случаях коррекцию необходимо осуществлять одновременно в разных направлениях: расширять словарный запас ребенка, активировать его речь, стимулировать развитие памяти, внимания, мышления, моторики.