Логопедическая занятия

Индивидуальный подход — залог эффективных логопедических занятий

Отношение к ребенку как к маленькой личности является одним из главных слагаемых успешного физического, интеллектуального, духовного развития представителей подрастающего поколения. Термин «личностно-ориентированное обучение» не является отвлеченным понятием.

На практике это означает следующее: логопед-дефектолог учитывает психологические особенности каждого ребенка, выстраивает и реализует индивидуальную траекторию речевого развития, чьей важной частью являются устранение и профилактика нарушений речи.

Индивидуальный подход — это повышенное внимание?

Личностно-ориентированный подход представляет собой новое понимание ценности ребенка, его внутреннего мира, потребностей, стремлений, проблем, с которыми сталкивается маленький человек.

Чтобы осуществить воздействие на развитие личности, логопед-дефектолог:

  1. Использует дифференцированный подход.
  2. Учитывает особенности психики ребенка.
  3. Анализирует, при необходимости, результаты медицинских обследований, деятельности мозга, ЦНС, периферической нервной системы несовершеннолетнего.
  4. Учитывает причины появления, механизмы формирования, особенности симптоматики речевых нарушений.
  5. Анализирует особенности структуры дефектов речи.

Немаловажным условием успешного воздействия является учет возрастных особенностей представителей подрастающего поколения. Логопед-дефектолог всегда внимательно отнесется к информации, связанной с факторами, влияющими на личность ребенка, ведь семья, группа в детском саду, школьный класс, круг общения по интересам все это оказывает влияние на речевое развитие личности.

Позитивным или отрицательным является это воздействие? Что необходимо предпринять для устранения негативных последствий? Перечень вопросов, на которые предстоит ответить каждый раз специалисту, можно перечислять до бесконечности. Типичный пример: если ребенок постоянно слышит неправильную речь, он неосознанно усваивает ее, и логопед работает с уже готовыми результатами отрицательного воздействия.

Обратите внимание!

Недоразвитие речи у детей всегда отражается на формировании коммуникационных навыков. Такие несовершеннолетние не любят, не стремятся общаться с окружающими, хуже, чем сверстники, аудиально воспринимают информацию. Все это негативно влияет на двигательную активность, стремление заниматься творчеством и прогрессирует параллельно с отставанием развития различных психических функций.

Что такое правильный коррекционно-образовательный маршрут?

Его построение логопед-дефектолог начинает после диагностики психологического, речевого развития каждого ребенка и анализа медицинских данных, если причинами недоразвития речи стали заболевания, патологические состояния, синдромы. Индивидуальные занятия не имеют ничего общего с приемами авторитарного воздействия, когда взрослые заставляют детей воспринимать информацию в готовом виде (без учета, что уровень развития несовершеннолетних не соответствует тем или иным критериям).

Правильный коррекционно-образовательный маршрут построен на признании права за маленькой личностью на самообучение.

Задачи логопеда-дефектолога:

  1. Создание среды, где ребенок чувствует себя комфортно.
  2. Мотивирование обучаемого к работе над речевым развитием.
  3. Корректирование процесса самообучения несовершеннолетнего.
  4. Передача ребенку информации по тем каналам восприятия, по которым он лучше усваивает новые знания, умения, навыки.
  5. Корректирование формирования компетенций.
  6. Осуществление мониторинга речевого развития обучаемого.
  7. Оказание ребенку психологической поддержки.

Маршрут является не только коррекционным, но и образовательным!

Коррекция — это, в первую очередь, воздействиена органы зрения, слуха, осязания, ведь через них организм получает информацию. Второй термин «образовательный» тоже весьма многогранный. Он подразумевает организованную логопедом-дефектологом деятельность ребенка, когда обучаемый легко воспринимает, анализирует информацию, «осваивает компетенции на позитивной волне». В таких случаях представители подрастающего поколения с удовольствием посещают специалистов, выполняют домашние задания, применяют полученные знания на практике.

Как выбрать приемы коррекции речи?

Данный вопрос актуален и для специалистов, и для родителей, родственников, усыновителей, опекунов детей. Чтобы правильно ответить на вопрос, надо внимательно наблюдать за ребенком, вслушиваться в его речь, узнавать, что ему нравится, а что — нет. Например: визуалы любят наблюдать за окружающими, рассматривать картинки, рисовать в воздухе фигуры, воспроизводя таким образом увиденное. Эти качества уже являются подсказкой в решении вопросов коррекции речевого развития, помощи ребенку в освоении чтения, письма. Он всегда с удовольствием нарисует символы, составит рассказ по картинкам, найдет зашифрованные буквы в рисунке, произнесет соответствующие им звуки и т.л.

Для кинетиков подобные упражнения не будут эффективны. Для данного типа детей важны движения, тактильные ощущения, потому на занятиях логопед-дефектолог предлагает обучаемым проговаривать звуки, например, проводя пальцами по игрушечному лабиринту. У такой категории дошкольников, школьников движения позволяют быстрее вырабатывать до автоматизма правильное звукопроизношение, написание букв, помогают избавляться от различных речевых дефектов, в том числе аграмматизма.

Важно знать: при всей типичности нарушений речи у детей каждый случай сугубо индивидуален. Профессиональная логопедическая коррекция обязательно сопровождается постоянным мониторингом речевого, психологического развития, анализом изменений психического, физического состояния ребенка. Только в этом случае запланированный коррекционно-образовательный маршрут будет пройден успешно, принесет реальные положительные результаты для дальнейшего развития личности.