Логопедическая помощь

Что такое профессиональная логопедическая помощь?

Услуги логопеда-дефектолога включают в себя педагогическую и медицинскую составляющие. Чтобы ребенок был всестороннее развит, у него необходимо сформировать правильную, грамотную речь.

От нее напрямую зависит физическое, интеллектуальное, духовное состояние личности. Речь является инструментом коммуникации, способом самовыражения, методом познания окружающего мира, одним из путей социализации человека.

Почему возникают речевые дефекты?

Каждый ребенок подвержен влиянию окружающей (в том числе социальной) среды. Склонность к речевым нарушениям передается по наследству. Дефекты речи могут возникать как результат прогрессирующих патологий центральной, периферической нервной системы, головного мозга, гортани, слухового аппарата. Они носят первичный либо вторичный характер, когда нарушение, например, является следствием перенесенного инфекционного заболевания и отсутствия своевременной логопедической помощи. В любом случае одним из главных условий частичного либо полного избавления от речевых нарушений является оперативное обращение к логопеду-дефектологу и регулярное проведение специальных занятий.

Логопедическая помощь должна быть своевременной!

Только тогда существует шанс устранить нарушения, которые напрямую влияют на развитие ребенка. Типичный пример: неправильное произношение звука «р», если своевременно тот не был поставлен логопедом-дефектологом, приводит к дисграфии. Родители редко обращают внимание, что дети регулярно заменяют правильные звуки в словах на неправильные (которые несовершеннолетним удобнее произносить), считают, что дошкольники «подрастут и выговорятся». Результатом такого отношения становится аграмматизм, проблемы с освоением навыков письменной речи, восприятием информации.

Все начинается с одного или нескольких искаженных, отсутствующих звуков и заканчивается неуспеваемостью в школе, нарушенной детской психикой, психологическими комплексами, психосоматическими заболеваниями, отсутствием мотивации к обучению и самообучению, неудачным выбором профессии. Перечень последствий можно перечислять до бесконечности. Важнее другое: что следует предпринять в первую очередь для предотвращения развития речевых нарушений?

Без комплексной логопедической диагностики не обойтись!

Часто родители считают: достаточно ребенку поставить один или несколько звуков, и речь несовершеннолетнего автоматически станет правильной, грамотной. Это типичное заблуждение! Простой дефект обычно является составляющей сложного речевого нарушения, и последнее требует комплексной логопедической помощи. Как решает задачу логопед-дефектолог?

Высококвалифицированный специалист:

  • Осуществляет комплексную диагностику и мониторинг (на протяжении всего процесса логопедической коррекции) состояния речи ребенка.
  • Начинает устранение нарушений с психологической помощи несовершеннолетнему и коррекции фонематических компетенций.
  • Выбирает методы, приемы логопедической работы в соответствии с возрастными, физическими, психическими особенностями, уровнем умственных способностей обучаемого.
  • Формирует развивающую среду логопедических занятий.
  • Осуществляет целенаправленную комплексную профилактику речевых нарушений.
  • Помогает родителям организовывать домашние «уроки развития речи».

Профессиональная помощь специалиста не ограничивается только регулярными логопедическими занятиями с несовершеннолетним. Деятельность дефектолога включает в себя консультирование педагогов, у кого обучается ребенок, то есть профессионал выполняет роль тьютора по отношению к детям и взрослым.

Консультации должны быть регулярными!

Это еще одно условие правильного речевого развития детей. Главная проблема ранней диагностики нарушений речи: дефекты крайне сложно выявить в период, когда ребенок только осваивает фонематическое восприятие, произношение отдельных звуков, слогов, слов. В данное время применение многих коррекционных методик наиболее эффективно. Чем старше становится несовершеннолетний, тем сложнее осуществить процесс исправления речи.

Профессиональная логопедическая помощь подразумевает различные виды консультаций:

  • Разовые. Эффективны в тех случаях, когда речевое нарушение незначительное, несовершеннолетний в своем развитии не отстает от сверстников, хорошо усваивает учебный материал. В подобных ситуациях для исправления дефекта речи достаточно нескольких занятий с логопедом, выполнения ребенком несложных упражнений в домашних условиях.
  • Регулярные. Признаны одним из наиболее эффективных видов консультационной помощи. Специалист следит за речевым развитием ребенка, осуществляет мониторинг состояния речи несовершеннолетнего, подбирает комплексы упражнений, и обучаемый под контролем родителей выполняет задания в домашних условиях. Такие консультации способствуют предотвращению появления, развития различных речевых нарушений.
  • Коррекционные. Название само говорит за себя. Они могут быть регулярными и разовыми. В процессе консультаций специалист назначает меры коррекции для исправления определенного логопедического нарушения.
  • Диагностические. Такие виды консультационной помощи требуются, когда необходимо определить вид, тип возникшего у ребенка нарушения. В основном данную услугу принято оказывать в разовом формате.
  • Профилактические. Цель помощи: информирование взрослых о речевых нарушениях, которые могут возникнуть у ребенка, и превентивных мерах профилактики. Такие консультации бывают разовыми и регулярными.
  • Комплексные. Объединяют в себя диагностику, определение коррекционных и профилактических мер, прогнозирование дальнейшего речевого развития несовершеннолетнего. Они относятся к категории наиболее эффективных видов консультационной помощи. Эти услуги принято оказывать в разовом и регулярном формате.

Психотерапевтические консультации в логопедии не выделяют в отдельную группу, как в психологии. Однако приемы психотерапевтической диагностики, помощи профессионалы используют в целях коррекции.

Логопед-дефектолог оказывает все виды консультационной помощи, касающейся речевого развития представителей подрастающего поколения. Профессиональная консультация — первый и важный шаг к успешному освоению ребенком устной и письменной речи.