Логоневроз

Как эффективно осуществить коррекцию логоневроза?

Данный вопрос актуален для многих детей и взрослых. У представителей подрастающего поколения заикание в основном диагностируют в возрасте от 2 до 6 лет, когда расстройство возникает на фоне формирования речевых функций.

Заикание может быть самостоятельной патологией, симптомом заболеваний ЦНС, головного мозга. От первичной и вторичной формы логоневроза во многом зависит выбор методов, применяемых для речевой коррекции.

Это двойной удар по здоровью!

Именно так характеризуют патологическое состояние специалисты. Данная оценка заболевания связана с тем, что оно развивается при поражениях психической, нервной систем и одновременно становится причиной дальнейшего ухудшения состояния здоровья.

Люди, страдающие логоневрозом:

  • Ощущают сильнейший дискомфорт (даже в присутствии нескольких человек).
  • Болезненно проходят процесс социализации.
  • Не стремятся жить в реальности, предпочитая вымышленный мир.
  • Обладают слабой волей.
  • Легко подвергаются чужому влиянию.
  • Стараются скрыть свое нарушение.
  • Тяжело воспринимают малейшую критику.
  • Испытывают страх перед общением, межличностными отношениями.
  • Относятся к категории пациентов клиник, наиболее подверженных соматическим хроническим патологиям.

Существуют различные классификации логоневроза. Одна из них основана на способах произношения звуков. Согласно такой градации, различают 3 основные формы заикания: тоническую, клоническую, смешанную.

Все виды логоневроза делят на 2 группы: невротические и неврозоподобные. Первая не является следствием отклонения от норм речевого развития. Она возникает как ответная реакция организма, например, на перенесенный сильный стресс, испуг, эмоциональное потрясение. В таком случае функционирование головного мозга не является существенно нарушенным. Заикание у людей, страдающих легким типом логоневроза, начинается в стрессовых ситуациях и не наблюдается в условиях спокойной обстановки. Неврозоподобный вид патологии обычно диагностируют у людей, страдающих неврологическими заболеваниями, различными нарушениями психики, моторики.

Почему важно установить причины состояний?

Информация о них необходима при составлении персональных схем, индивидуальных программ речевой коррекции.

Причины возникновения логоневроза у детей и взрослых:

  • Наследственная предрасположенность.
  • Особенности невропатической конституции.
  • Нарушения функционирования ЦНС, возникшие во внутриутробном периоде развития организма.
  • Физическая слабость.
  • Нарушения моторики.
  • Личные страхи.
  • Отсутствие полноценного контакта с родителями.
  • Резкая смена условий проживания, социального окружения.
  • Инфекции, перенесенные во время внутриутробного развития.

Заиканием часто страдают представители подрастающего поколения, в чьих семьях царит неблагоприятный психологический микроклимат.

Также различным формам логоневроза подвержены дети, к кому взрослые предъявляют повышенные требования.

Заикание нередко является спутником состояния «ложной вины». Существует прямая зависимость между тяжестью психотравм и логоневрозом. Как показывает логопедическая, психологическая практика, первым шагом к избавлению от заикания в таких случаях становится работа с нанесенными психике травмами. Без нее любые упражнения по устранению речевого нарушения будут малоэффективны и принесут только кратковременные результаты.

При отсутствии патологии тоже требуется помощь!

«Ложное заикание» не является симптомом, патологическим состоянием, болезнью. Правильнее данное явление называть феноменом, ведь механизм речевого нарушения на сегодняшний день полностью не изучен. «Ложное заикание» чаще всего возникает, потому что дети копируют чье-то поведение. Нередко оно обнаруживается у малышей, если кто-то из взрослых в семье страдает логоневрозом. Помощь логопеда заикающемуся ребенку требуется и в таких случаях. Термин «ложное заикание» не означает автоматически, что оно исчезнет само по себе и перестанет влиять на речевое развитие дошкольника.

О симптоматике, степени тяжести, коррекции патологии

Симптомы логоневроза принято делить на 2 группы: основные и сопутствующие. К числу первых относятся страх, нарушение режима сна-бодрствования, потеря аппетита, чувство собственно ущербности, потливость, эмоциональное перенапряжение. Перечень сопутствующих симптомов тоже весьма обширен. В него входят моргание, тремор конечностей, нервный тик. При этом мышцы у ребенка могут быть сильно напряжены, начинать непроизвольно сокращаться. Примечательно, что ощущения нехватки воздуха многие специалисты выделяют в отдельную группу симптомов. Данные состояния становятся следствием судорог, возникающих в момент эмоционального перенапряжения, стресса, сильного волнения.

Обратите внимание!

Чем чаще ребенок заикается, тем более выраженными будут симптомы заболевания. Эпизодические состояния тоже весьма опасны! Если не обратиться своевременно к логопеду, они обретут постоянный характер и довольно быстро перерастут в логофобию. Последняя признана речевым расстройством и является своего рода пусковым механизмом для дальнейшего прогрессирования логоневроза.

Классификация заикания по степени тяжести основана на особенностях повторения людьми слов, слогов, фраз. Логоневроз способен «перерастать» из легкого заикания в тяжелое. Заболевание первого типа проявляет симптомы, когда ребенок устно выражает свои мысли по любому поводу. Средний тип тяжести означает: несовершеннолетний заикается и в процессе ведения диалогов с другими людьми. Тяжелой степени заикания присущи ранее перечисленные симптомы и судорожные состояния, выраженные ощущения нехватки воздуха. Этот логоневроз может формироваться и без предшествующих (легкой и тяжелой) стадий.

Коррекция нарушений начинается с анализа логопедом-дефектологом причин возникновения речевых патологий, синдромов. Для достижения стойкого результата процесс лечения должен быть комплексным. Наиболее эффективными методами коррекции логоневроза сегодня являются регулярный логопедический массаж, обучение детей техникам правильного звукопроизношения, физиотерапевтические процедуры, прием медикаментов: миорелаксантов, ноотропов.

Это важно!

Когда есть возможность осуществить коррекцию речи без лекарственных препаратов (только посредством применения логопедических, психологических методов), специалисты советуют выбирать именно такой подход во избежание отрицательных побочных эффектов, свойственных большинству медикаментов.