Коррекция речевого развития

Развитие фонематических навыков, логического мышления — основа коррекции речевого развития

Успешное исправление речевых дефектов — многогранный процесс. В нем не бывает мелочей! Все компоненты речевого развития человека взаимосвязаны.

Фонематический слух, внимание, память влияют на общее качество речи. Одну из ведущих ролей в освоении речевых компетенций в дошкольном, школьном возрасте играет логическое мышление, которому тоже требуется целенаправленное формирование.

Как отличить фонематический слух от фонематического восприятия?

Способность слышать мир является физиологическим свойством организма. Обычный слух от фонематического отличается тем, что первый подразумевает способность человека с младенческого возраста слышать звуки природы, шум бытовых приборов и т.д. Фонемный слух формируется на его основе. Он тесно связан с фонематической памятью. Та, в свою очередь, влияет на развитие способности вычленять из общего шума определенные звуки.

Когда малыш различает фонемы языка, он пытается те воспроизводить.

Причиной нарушения данного процесса могут быть:

  • Патологии слухового аппарата.
  • Болезни головного мозга.
  • Неврологические заболевания.

Если ребенок, взрослея, не «настраивается» на речь окружающих, это свидетельствует о наличии у него, как минимум, двух проблем: дефектов фонематического слуха и фонематического восприятия. Они влияют на звукопроизношение, потому дошкольник начинает постоянно произносить слова, пропуская звуки, слоги.

Обратите внимание!

Частичное, искаженное произношение слов, фраз, предложений до 2-летнего возраста является для детей нормой. Если данная особенность речи остается после 2 лет, это указывает на дефекты фонематического слуха, внимания, памяти. У таких несовершеннолетних логопеды-дефектологи диагностируют нарушения фонематического восприятия.

К чему приводит медленное развитие фонематических навыков?

Перечень последствий такого явления обширен. Он напрямую влияет на формирование логического мышления, становится причиной психологических проблем, препятствует гармоничному развитию личности, интеллектуальных способностей ребенка, стремления к самореализации. Когда нарушен фонемный слух, помочь дошкольнику, школьнику избавиться от дефекта может только опытный логопед.

Если не проводить своевременно занятия со специалистом, несовершеннолетний:

  • Не сможет полноценно узнавать, сравнивать, повторять звуки, слоги.
  • Будет испытывать затруднения в устном, письменном выражении мыслей.
  • Отстанет от сверстников в освоении дошкольной, школьной программ.

В таких случаях у детей замедляется формирование коммуникативных компетенций. Важный нюанс: если фонематические навыки развиваются медленно, это приводит к новым речевым нарушениям, в том числе аграмматизму (неспособности построения, восприятия, грамматических конструкций).

Обратите внимание!

Чтобы устранить речевые нарушения, логопед-дефектолог проводит специальные тренировки, которые одновременно развивают фонематический слух и фонематическое восприятие. Во время занятий специалист предлагает детям специальные игры, упражнения, интересные задания. Все они направлены на решение еще одной задачи: формирования логического мышления.

Основные этапы профессионального формирования фонематического восприятия

Современная логопедия рассматривает данный процесс как составляющую развития фонематического слуха. Чтобы ребенок мог определять звуковую структуру слов, у него надо формировать внимание, логическое мышление. Если не будут полноценно сформированы данные навыки, он не сможет анализировать собственную речь.

Следствием последнего нарушения и являются проблемы обучения чтению, письму в дошкольном, школьном возрасте.

Условно коррекционную работу логопеда с такими детьми принято делить на 4 этапа:

  1. Обучение определять разные звуки в словах.
  2. Развитие у несовершеннолетних навыков анализа места звуков в словах.
  3. Обучение произнесения слов по звукам.
  4. Формирование умения (а затем и навыка) находить определенные звуки в звуковых рядах, словах.

Когда последний навык начинает интенсивно развиваться, это является показателем, что логопед-дефектолог выполнил первоочередную задачу: сформировал фонетическое восприятие у несовершеннолетнего. Далее можно переходить к следующему этапу: регулярным тренировкам фонематического слуха обучающегося, чтобы ребенок не испытывал сложностей с дальнейшим освоением устной, письменной речи.

Обратите внимание!

Обучение грамоте будет успешным только при освоении ребенком приемов работы со звуками. Данные компетенции влияют на обучение детей чтению. В ряде случаев занятия с логопедом следует начинать до наступления у ребенка 2-летнего возраста. Когда правильно сформирован простой слух, развитие фонематических навыков не будет замедленным.

Почему в 1,5 года надо начинать занятия?

Годовалый малыш воспринимает слово как единое целое. Оно ассоциируется в его сознании с предметом либо действием. Это тоже основа для дальнейшего развития фонематического слуха и фонемного восприятия.

Логопед во время занятий с ребенком:

  1. Разговаривает с ним, не используя чересчур краткие предложения.
  2. Приучает концентрировать внимание на речи окружающих.
  3. Применяет в общении взрослые слова (то есть разговаривает просто, понятно, но без детских слов-заменителей).
  4. Играет с малышом в ролевые игры, тем самым стимулируя его речевую деятельность.
  5. Читает стихи-потешки, помогает ребенку те заучивать наизусть.

Важно знать: длительность логопедических занятий специалист определяет индивидуально и увеличивает постепенно. Чтобы сформировать фонетические навыки, логическое мышление, логопед-дефектолог использует различные методы, приемы, которые персонально подбирает для каждого ребенка.