ФФН

Почему необходимы своевременные коррективы звуковосприятия и звукопроизношения?

Сокращенно фонетико-фонематическое недоразвитие речи принято обозначать: ФФНР. Нарушение способно возникать в любом возрасте. Его диагностируют у детей и взрослых.

Биологический слух у людей с ФФНР функционирует в пределах нормы, однако такого нельзя сказать о восприятии звуков. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является одной из основных причин плохой успеваемости школьников, проблем обучения людей в более старшем возрасте.

Как взаимосвязаны ФФН и речь?

Фонетико-фонематическое недоразвитие как самостоятельное расстройство специалисты отдельно рассматривают редко. Это связано с тем, что ФФН обычно сопутствуют различные речевые нарушения. ФФНР практически во всех случаях является частью более сложных дефектов речевого развития, в том числе заикания, афазии (отсутствия либо расстройства речи, ранее сформированной у ребенка либо взрослого).

Когда нарушено фонематическое восприятие, человеческий мозг оказывается не в состоянии осуществлять звуковой анализ, синтез получаемой информации. В результате данного дефекта ребенку либо взрослому становятся недоступными операции разделения фонем, определения последних и вычленения групп звуков.

Обратите внимание!

ФФН является одной из причин проблем с овладением навыками чтения и письма, оно существенно увеличивает риск появления, развития дислексии, дисграфии. Термином «фонетико-фонематическое недоразвитие» в России, государствах СНГ принято обозначать 2 группы речевых нарушений: акустико-фонематические и артикулярно-фонематические. Среди детей, страдающих от дисфункций речи, до 25% составляют школьник и дошкольники, у кого обнаружено ФФН.

Для чего требуется речевая карта?

Она признана на государственном уровне официальным документом, где логопед-дефектолог фиксирует результаты обследований клиентов, принятые меры по устранению дефектов, динамику изменений функционирования речевого аппарата обучающихся, посещающих логопедические занятия. В ней содержатся сведения об установленных причинах ФФН и ФФНР.

Факторы, влияющие на формирование фонетико-фонематического недоразвития речи, принято делить на 2 основные группы: врожденные и приобретенные. Это означает, что появление нарушения в равной степени способны спровоцировать генетическая предрасположенность и черепно-мозговые травмы. Среди ведущих причин ФФНР особое место занимают 2 взаимосвязанных фактора: психологические проблемы и педагогическая запущенность детей.

Специалисты выделяют 3 степени ФФН:

  • Легкую. Человек анализирует звуко-слоговую структуру правильно, однако не в силах дифференцировать неправильно произносимые звуки.
  • Среднюю. Нарушение практически не отражается на качестве устной речи при условии, что у ребенка или взрослого уже на определенном уровне сформирована артикуляция. В таких случаях человек не может полноценно дифференцировать звуки.
  • Тяжелую. Ее чаще называют так: «глубокое фонематическое недоразвитие». В таких случаях организм не воспринимает с помощью слухового аппарата звуки, человек не может различать фонемы. При данной форме недоразвития наблюдается и другое деструктивное явление: отсутствие способности устанавливать последовательность звуков в словах.

ФФН приводит к лексико-грамматическим нарушениям, однако наиболее часто встречающимся его осложнением принято считать невозможность анализа, восприятия человеком слоговой структуры слов.

Как определить ФФН и ФФНР?

Для решения данной задачи логопед-дефектолог применяет целый комплекс диагностических методов, среди них: изучение данных медицинской документации, беседы с родителями несовершеннолетних. Специалист проверяет состояние у детей, обращающихся к нему за помощью взрослых артикуляционного аппарата, устанавливает уровень сформированности звуковых навыков.

Основные симптомы ФФНР:

  • Ошибки в склонении, спряжении слов.
  • Частичные либо полные пропуски слов, слогов.
  • Недостаточная артикуляция.
  • Замена в процессе проговаривания правильных звуков на неправильные.
  • Низкая концентрация внимания на речи.

Последний пункт относится к распространенным проявлениям неречевой симптоматики. Важно знать: практически всем видам фонетико-фонематического недоразвития могут сопутствовать гиперактивность, эмоциональная нестабильность. В таких случаях дети, взрослые довольно часто страдают соматическими патологиями.

Обратите внимание!

Письменная речь тоже может указывать на наличие у человека ФФН либо ФФНР. Выявление ее типичных ошибок позволяет оценивать тяжесть последствий нарушений и определять пути коррекции речи.

Сколько длятся курсы логопедических занятий?

Сроки обучения детей и взрослых, у кого диагностированы ФФН, ФФНР, зависят от специфики нарушений, тяжести спровоцированных последствий. Логопед-дефектолог для осуществления речевой коррекции применяет приемы артикуляционной гимнастики, логомассажа, логоритмики. Неотъемлемой составляющей коррекционного процесса признаны коммуникационные игры, задачи, направленные на активизацию мыслительной деятельности.

Специалист ведет работу в нескольких направлениях. Они охватывают развитие голоса и дыхания, обучение анализу и синтезу звуков, Коррекция обязательно включает в себя устранение недостатков звукопроизношения, профилактику, исправление различных расстройств письменной речи.