Как эффективно бороться с дизартрией?
Следствием данной патологии является невнятная, неразборчивая речь человека. Это заболевание чаще обнаруживают у детей, чем у взрослых. Диагностику патологического состояния осуществляет не только логопед. Свои заключения специалист основывает на данных исследований невропатолога, психиатра.
Главное правило успеха
Важно знать: победить дизартрию возможно при условии длительной кропотливой работы над звукопроизношением. Она включает в себя регулярные логопедические занятия, медикаментозное лечение, процедуры логомассажа и самомассажа, лечебную физкультуру. Дизартрия признана тяжелым речевым заболеванием именно потому, что патология вызывает нарушения не только артикуляции.
Человек, у кого прогрессирует болезнь:
- Теряет привычный темп речи, ее интонационность.
- Страдает от нарушений функционирования дыхательной системы.
- С трудом произносит слова по слогам.
- Проглатывает слоги.
- Быстро устает из-за напряжения мышц речевого аппарата.
- Сталкивается с нарушениями восприятия.
У страдающих дизартрией детей и взрослых нередко наблюдаются: тремор лицевых мышц, нарушение графо-моторных навыков, уменьшение словарного запаса. Результативно вести борьбу с патологией возможно только при условии работы с причинами ее возникновения, устранении ее симптомов, последствий речевого заболевания.
Это самый распространенный тип расстройств речи!
Главными предпосылками дизартрии являются различные повреждения центральной, периферической нервной системы.
Основные типы речевой патологии:
- Бульбарная. У ребенка либо взрослого атрофированы, парализованы мышцы глотки, языка. Первоочередными причинами ее возникновения специалисты считают различные опухоли, воспалительные процессы в человеческом организме.
- Псевдобульбарная. В основном таким заболеванием страдают несовершеннолетние. К появлению данной патологии приводят полученные детьми родовые травмы, перенесенные либо развивающиеся инфекционные патологии, отравления. Специалисты по степени тяжести различают 3 варианта псевдобульбарного заболевания. Восстановление речевых функций у детей и взрослых (даже при своевременном обращении к логопеду, неврологу, психиатру) в таких случаях не бывает 100%.
- Подкорковая. Название болезнь получила по ассоциации с пораженной деструктивными изменениями части головного мозга. Основные признаки речевой патологии: непроизвольная мимика, крайне медленное произношение звуков, полное либо частичное отсутствие функций контролирования артикуляции мышц.
- Мозжечковая. Редкий тип заболевания. Ему сопутствуют нарушения функционирования вестибулярного, опорно-двигательного аппаратов, неконтролируемые колебания громкости произносимых человеком звуков.
- Корковая. Данный тип по своей симптоматике частично схож с предыдущими. По степени тяжести принято выделять 4 формы заболевания. Первой свойственны малозаметные симптомы, потому специалисты называют ее «стертая». Четвертая форма характеризуется абсолютно неясной речью либо полным ее отсутствием.
Дизартрия встречается у большинства детей, страдающих ДЦП, Появление речевой патологии у представителей подрастающего поколения способны спровоцировать различные формы менингита, гнойные заболевания, ЧМТ. У взрослых чаще всего дизартрия возникает и прогрессирует как следствие перенесенных инсультов, травм головы, нейрохирургических оперативных вмешательств, различных видов склероза, атеросклероза.
Как помочь преодолеть патологическое состояние?
Дизартрия приводит к нарушению практически всех компонентов речи: от фонематики, фонетики до лексики, грамматики. Взрослые способны осознанно бороться с проблемой, а у детей еще нет сил, чтобы справиться с ней. Важно знать: без профессиональной логопедической помощи решить задачу лечения дизартрии невозможно! Выбор методики устранения симптомов, последствий патологии, профилактики ее осложнений напрямую зависит от вида, клинической картины, специфики развития заболевания.
Обратите внимание!
Если у ребенка прогрессирует стертая форма дизартрии, одновременно будут заметны нарушения крупной моторики, признаки вялости челюстных мышц, искажения звуков, проблемы с освоением навыков самообслуживания. В дошкольном возрасте стертая дизартрия поддается коррекции вопреки тому, что является следствием поражения ЦНС и ПНС.
Зачем корректировать мелкую моторику?
Упражнения для ее развития оказывают стимулирующее воздействие на речь. Особенно это заметно на примере детей! Важный нюанс: дизартрии обычно не сопутствуют нарушения общей моторики. Заболеванию свойственны проблемы именно с тонкими, точными движениями пальцев. Успешное исправление дефектов мелкой моторики является своего рода индикатором, что стертая форма дизартрии у несовершеннолетних поддается коррекции.
Для решения данной задачи логопед-дефектолог вводит на регулярной основе в программу занятий специальные логоритмические упражнения. Такая гимнастика для рук является и одним из эффективных способов профилактики дизартрии, лечения, снижения тяжести осложнений вялой, спастической, односторонней, атактической, гиперкинетической, гипокинетической, смешанной форм патологии.