Дислексия

Коррекция дислексии: как обучить ребенка правильному чтению?

С этой проблемой тотально сталкиваются родители учеников начальных классов. В чем причина распространенности явления?

Это лень или речевое нарушение?

Дислексия вполне успешно поддается коррекции при условии, что занятия ребенка с профессиональным логопедом проводятся регулярно, своевременно. Просто у проблемы есть другая сторона: взрослые принимают отсутствие у детей правильно сформированных навыков работы с буквами, звуками за обычную лень.

Термином «дислексия» принято обозначать стойкую избирательную невозможность освоения компетенций чтения. Несовершеннолетний неправильно читает слова, не понимает смысл фраз, предложений, текстов. Однако головной мозг, центральная нервная система, слуховой, речевой аппарат у человека функционируют в пределах нормы. Закономерным итогом подобных ситуаций становятся сложности с успеваемостью, отставание ребенка в интеллектуальном развитии от сверстников, проблемы психологического характера.

Почему возникает дислексия?

Ответ на вопрос крайне важен для составления, эффективной реализации персональной программы коррекции речевого нарушения. Дислексия может быть и следствием анатомических отклонений, и результатом влияния негативных социальных факторов. Также специалисты в отдельные группы выделяют функциональные предпосылки формирования речевого дефекта. Дислексию часто диагностируют у детей, в младенческом возрасте перенесших длительные соматические заболевания.

Органические повреждения определенных участков коры головного мозга тоже способны спровоцировать появление данного речевого нарушения. Дислексию логопеды-дефектологи диагностируют практически у каждого ребенка, страдающего фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим ее недоразвитием. В ряде случаев дислексические расстройства развиваются на фоне (и как следствие) задержек психического развития, ДЦП, зрительных, слуховых дефектов. Однако заметна и другая закономерность: если ребенок растет в условиях неблагоприятного семейного микроклимата, существует почти 100% вероятность, что у него будет обнаружена дислексия.

Значительную группу риска людей, подверженных дислексическим нарушениям, составляют дети, переболевшие в младенчестве желтухой. Данное нарушение диагностируют практически во всех случаях у малышей, чьи матери во время беременности употребляли психоактивные, токсические, одурманивающие вещества, болели вирусными патологиями. Максимально высок риск появления дислексии, если была гипоксия плода, малыш во время родов и в первые минуты жизни перенес состояние кислородного голодания.

Когда обращаться к логопеду?

При первом же подозрении, что у несовершеннолетнего могут возникнуть речевые отклонения.

Эти признаки укажут на наличие дислексии у ребенка:

  1. Он не усваивает, не запоминает буквы.
  2. Символы у дошкольника или школьника не ассоциируются с определенными звуками.
  3. Несовершеннолетний не может соединять буквы в слоги.
  4. Ребенок не воспринимает полноценно прочитанное.
  5. В его речи постоянно встречаются аграмматизмы.

На последний пункт тоже следует обратить особое внимание. Детям, страдающим дислексией, особенно сложно согласовывать существительные с прилагательными, глаголами. Закономерно, что впоследствии многие темы в программе изучения русского языка (касающиеся склонения, спряжения частей речи) школьники не усваивают.

Другой немаловажный момент: дислексию часто диагностируют у несовершеннолетних, чье развитие мелкой и крупной моторики нарушено. Речевой дефект не является психическим заболеванием, однако это патологическое состояние указывает, что психика подвергается деструктивным изменениям. В таких случаях у дошкольников, школьников нередко встречаются проблемы с ориентированием в пространстве. Потому вывод один: следует учесть факторы риска и заблаговременно проконсультироваться с логопедом-дефектологом по поводу вероятности появления нарушения.

Обратите внимание!

Вербальную и литеральную виды дислексии возможно диагностировать только поле того, как были предприняты попытки обучить ребенка чтению и те оказались безуспешными. В первом случае несовершеннолетний не будет, зная буквы, читать слова. Во втором — не сможет усваивать буквы, т.к. отсутствуют в сознании ассоциативные связи между символами и звуками.

Для коррекции каждого вида дислексии предназначены определенные логопедические методы. Например: избавление от фонематического дефекта возможно осуществить только при условии комплексного развития памяти, внимания, речевого мышления. Для коррекции семантической дислексии специалист ведет целенаправленную работу по обучению ребенка слоговому синтезу, увеличению словарного запаса. Логопед составляет ребенку индивидуальную программу речевого развития, выбирает для этой цели методы так, чтобы занятия выполняли параллельно профилактическую роль: предотвращали появление других речевых дефектов.