Дислалия

Особенности поэтапной коррекции дислалии

Данное речевое нарушение наиболее распространено среди детей дошкольного, младшего школьного возраста. Дислалия не является следствием заболеваний ЦНС, отклонений в функционировании слухового аппарата.

Данным термином принято обозначать целую группу дефектов речи. У несовершеннолетних, страдающих дислалией, наблюдаются отсутствие, смешение, искажение, замена звуков, когда дети произносят слоги, слова, фразы, предложения.

3 шага к правильной речи

Чтобы осуществить коррекцию нарушения, логопед-дефектолог предварительно изучает заключения стоматолога, невролога, отоларинголога. Само же устранение нарушения специалист выполняет пошагово.

Этапы коррекции дислалии:

  • Подготовительный. Подразумевает устранение дефектов функционирования речевого аппарата, применение артикуляционной гимнастики, логомассажа, стимулирование фонематических процессов, формирование навыков произношения опорных звуков, развитие мелкой моторики.
  • Первый. Логопед-дефектолог осуществляет формирование у ребенка первичных произносительных навыков. То есть идет работа с изолированными звуками. Чтобы несовершеннолетний научился те произносить правильно, специалист использует метод подражания, применяет логопедические зонды, вырабатывает до автоматизма навыки проговаривания ребенком отдельных слов, слогов. Затем начинается работа с построением предложений, чтением текстов, где присутствуют звуки, чья коррекция потребовалась.
  • Второй. Формирование коммуникативных навыков. Главная сложность процесса состоит даже не в освоении несовершеннолетним новых компетенций, а в преодолении психологических барьеров. Дети, которые страдают речевыми нарушениями, нередко подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Это откладывает отпечаток на дальнейшее межличностное общение. В таких ситуациях логопед-дефектолог обязательно оказывает психологическую поддержку, параллельно прививая детям навыки безошибочного употребления звуков, самоконтроля.

Чтобы ребенок полностью избавился от дислалии, требуется от 1 до 6 месяцев при условии, что тот 2-3 раза в неделю занимается со специалистом, выполняет регулярно дома рекомендованные логопедом упражнения. Данное речевое отклонение поддается полной коррекции, однако в силу причин его возникновения, особенностей развития организма процесс может занять больше времени, чем прогнозируют психологи, неврологи. С чем это связано?

Социальные, биологические, анатомические причины дислалии

Это речевое нарушение развивается у детей, не страдающих нарушениями слуха, памяти, мышления. Социальные причины дислалии кроются обычно либо в педагогической запущенности, либо в дисгармоничной семейной речевой среде, когда дети копируют неправильное произношение взрослых. Под термином «биологические причины нарушения» специалисты подразумевают минимальные мозговые дисфункции, низкий уровень жизненного тонуса, ослабленное здоровье (в том числе из-за перенесенных инфекционных заболеваний).

Анатомические причины дефекта — это аномалии в строении языка, губ.

В перечень таких отклонений входят:

  • Укороченная подъязычная связка (уздечка).
  • Слишком массивный либо маленький язык.
  • Низкая степень подвижности круговых мышц рта.
  • Дефекты зубочелюстной системы.

У детей, страдающих дислалией, нередко обнаруживаются различные виды неправильного прикуса (в том числе перекрестный), аномалии в строении зубов, неба ротовой полости.

Дислалию принято разделять на органическую и функциональную. В рамках второго ее вида специалисты выделяют моторную, сенсорную, сенсомоторную формы нарушения. Это не единственная классификация видов отклонения. Речевые дефекты при дислалии могут быть акустико-фонематические, артикулярно-фонематические, артикулярно-фонетические.

Обратите внимание!

Принято считать, что простая форма речевых нарушений быстрее поддается коррекции. Отчасти это верно при условии, что ребенок произносит с ошибками не более 4 звуков. Если у дошкольника параллельно развиваются другие виды речевых нарушений, курсы логопедических занятий необходимо увеличивать и корректировать содержание обучения. 

А если своевременно принять профилактические меры?

В таком случае будут существенно снижены риски нанесения вреда физическому, психическому, психологическому здоровью ребенка. Основой эффективных профилактических мер является своевременная диагностика. Потому при выявлении нарушений в анатомическом строении органов речи, важно, не откладывая на потом, обращаться за помощью логопеда-дефектолога. И еще один важный нюанс: чем старше становится ребенок, тем тяжелее дислалия поддается коррекции.