Дисграфия

Актуальные вопросы коррекции, профилактики дисграфии

Данное нарушение диагностируют на начальных этапах изучения детьми письменной речи. Важным признаком дисграфии являются грубые ошибки в написании простых слов.

Одной из причин нарушения специалисты называют минимальные дисфункции психики, нарушение работы определенных областей головного мозга. Параллельно с дисграфией у несовершеннолетних часто наблюдаются нарушения в функционировании речевого аппарата.

Ребенок отлично знает правила и пишет… с ошибками!

Данный факт удивляет многих родителей. Знание грамматических правил не является гарантией, что школьник будет избавлен от дисграфии. Чтобы освободиться от данного нарушения, потребуется квалифицированная помощь логопеда, психотерапевта, невролога. Это связано с тем, что дети, у кого диагностирована дисграфия, из-за данного нарушения в начальных классах получают массу психологических проблем.

Таким обучающимся присуща заниженная самооценка, они испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, взрослыми. Сложности с правописанием дети воспринимают как огромную трагедию. Они подвергаются насмешкам одноклассников, быстро теряют положительную мотивацию к обучению. Этот дефект письменной речи диагностируют у более 50% учеников 1-4-х классов. В средней школе количество детей, у кого остается безграмотное письмо, уменьшается до 30%.

Обратите внимание!

Дисграфия является довольно устойчивым нарушением. Она крайне сложно поддается коррекции даже во взрослом возрасте.

Все дело в системах организма?

Чтобы ребенок овладел навыками грамотного письма, требуется согласованная работа всех частей его речевого естественного механизма. На практике это означает следующее: у человека развитие мелкой моторики, слухового аппарата, устной речи, зрительных, двигательных функций должно соответствовать возрасту, быть гармоничным, сбалансированным.

Если у ребенка специалисты обнаруживают дисграфию, это означает, что механизмы его памяти, мышления, восприятия существенно нарушены.

Основные причины проблем освоения навыков письма у детей:

  • Наследственная предрасположенность.
  • Тяжелые вирусные заболевания.
  • Педагогическая запущенность.
  • Родовые травмы.
  • Постоянная подверженность стрессам.
  • Нарушения слуха.

Когда у школьника сформировалась дисграфия, это означает и то, что мозг не в состоянии в полном объеме обрабатывать поступающую информацию.

Проблема с правильным написанием слов довольно часто встречается и в зрелом, пожилом возрасте. Основные причины дисграфии у взрослых: ЧМТ, злокачественные и доброкачественные опухоли головного мозга, кислородное голодание, инфекционные, воспалительные заболевания, инсульты. Существует миф, что со временем дисграфия исчезает. Это типичное заблуждение! При отсутствии грамотной речевой коррекции она остается у человека и продолжает быть источником психологических проблем, в том числе заниженной самооценки.

Как правильно выбрать методы избавления от дисграфии?

Ответ прост: надо обратиться к логопеду-дефектологу. Специалист осуществит необходимую диагностику, составит индивидуальную программу речевой коррекции, проведет обучающие занятия. Методы коррекции дисграфии логопед выбирает только после того, как будет определен вид нарушения. Важно знать: специалист в обязательном порядке осуществляет анализ причин нарушения письма, сопутствующих речевых дефектов.

Логопеды выделяют в отдельные группы акустическую, артикулярно-акустическую, оптическую, аграмматическую и другие виды дисграфии. Все они могут подвергаться коррекции. Смешанные формы дисграфии относятся к категории наиболее тяжелых нарушений. Они встречаются чаще, становятся причинами постоянной неуспеваемости школьников. Смешанные формы дисграфии тоже поддаются коррекции, однако это более длительный процесс, ведь логопеду-дефектологу приходится устранять несколько различных речевых нарушений.

Для избавления от дисграфии сегодня практикуют и медикаментозное воздействие. Оно требуется в случаях, когда причиной нарушения стали заболевания ЦНС, ПНС, головного мозга.

Наиболее эффективные немедикаментозные методы коррекции нарушения:

  • Письменные, устные упражнения.
  • Задания для развития памяти, внимания, мышления.
  • Обучение навыкам звукового анализа.
  • Автоматизация речи.

Логопед-дефектолог во время работы с детьми, у кого диагностирована дисграфия, осуществляет и постановку звуков. В коррекционные логопедические программы обязательно входят задания, упражнения, нацеленные на формирование лексико-грамматических компетенций, улучшение понимания слов, фраз, предложений.

Важные преимущества профессиональной логопедической коррекции: комплексность, системность, поэтапность, результативность. На начальном ее этапе специалист работает с мотивационной сферой личности, оказывает психологическую поддержку ребенку, чтобы пробудить стремление к получению новых знаний. На следующей ступени активно идет формирование необходимых компетенций. А на завершающем (третьем) этапе обучающийся осмысливает полученную информацию, его знания, умения трансформируются в устойчивые навыки, которые он в дальнейшем успешно развивает, совершенствует.