Аутизм

Как осуществить коррекцию речи у ребенка с РАС и РДА?

Отклонения в психическом развитии детей проявляются по-разному. Если у ребенка развивается аутизм, несовершеннолетний ведет себя стереотипно, избегает контактов, практически не реагирует на обращенные к нему слова, страдает от нарушений режима сна-бодрствования, восприятия действительности.

Все это влияет на речевое развитие. Специалисты различают 2 формы заболевания: РАС (расстройства аутистического спектра) и РДА (ранний детский аутизм). Профессиональная коррекция речи требуется несовершеннолетним в обоих случая. Что важно знать о ней?

О причинах и особенностях диагностики аутизма

Из каждых 10 тыс. детей в России, странах бывшего СССР 3-4 несовершеннолетних являются аутистами. Главная разница между РАС и РДА состоит в особенностях развития эмоциональной сферы, нарушений ЦНС, предпосылок возникновения заболевания либо его отдельных проявлений.

Основные причины аутизма:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Внутриутробное органическое поражение ЦНС.
  3. Неправильное питание, никотиновая зависимость женщин до и после наступления беременности.
  4. Внутриутробные инфекции.
  5. Стрессовые состояния беременных.
  6. Употребление женщинами в период вынашивания малышей наркотиков, алкоголя, лекарственных препаратов.
  7. Экологически неблагоприятная обстановка.

Методы коррекции поведения детей, подверженных РАД и РДА, существенно различаются. Чтобы грамотно решить данную задачу, профессиональный логопед в обязательном порядке учитывает динамику прогрессирования расстройств, данные, полученные в результате обследования несовершеннолетних психолого-медико-педагогической комиссией. Специалист выбирает методы коррекции, ориентируясь на результаты психологических, клинических исследований. Последние включают в себя неврологические, соматические обследования, данные функциональной диагностики, генетического анализа.

Обратите внимание!

Диагноз «аутизм» ставят обычно детям среднего школьного возраста. РДА диагностируют у малышей до 3 лет. Наиболее результативной признана логопедическая коррекция речи детей-аутистов в возрастных группах от 3 до 11 лет.

Виды нарушений речи

Синдром аутизма сохраняется на протяжении всей жизни, но снизить его влияние на развитие личности вполне возможно. Нарушения в работе головного мозга отражаются на социальном взаимодействии, общении каждого ребенка-аутиста. Интеллектуальная, речевая недостаточность могут быть подвержены коррекции даже при тяжелых, осложненных формах синдрома.

Группы аутизма и дефекты речи:

  • Первая группа. Ребенок частично понимает обращенные к нему слова. Внешняя речь у него практически отсутствует. Несовершеннолетний способен неосознанно произносить отдельные слоги, фразы, слова.
  • Вторая группа. Один из ее признаков: эхолалия. Ребенок автоматически повторяет за людьми слова, не осознавая смысла сказанного. Он пользуется стереотипным набором коротких фраз, например: требует предметы и говорит о себе во 2-м, 3-м лице (как о постороннем).
  • Третья группа. У детей великолепно развиты память, литературная речь. Аутисты способны долго рассуждать на сложные темы. При этом несовершеннолетние не могут вести диалоги со сверстниками, взрослыми, отвечать на поставленные вопросы, воспринимать информацию, которую пытаются сообщить им собеседники.
  • Четвертая группа. Данной форме нарушения тоже свойственна эхолалия. Речи ребенка присуща нечеткость. Аутистам крайне сложно даются пересказ услышанного, воспроизведение информации, полученной путем визуального, аудиального восприятия. Несовершеннолетнему часто удается выражать свои просьбы, общаться с окружающими, однако перечисленные процессы происходят на примитивном уровне.

Компенсация раннего детского аутизма является наиболее сложным процессом. Она возможна только при условии, что занятия логопеда осуществляются параллельно с освоением ребенком навыков самообслуживания, взаимодействия с окружающим миром на вербальном (словесном) и невербальном уровнях.

Обратите внимание!

Чем раньше начнется взаимодействие родителей, родственников ребенка-аутиста со специалистом, чем выше эффективность помощи несовершеннолетнему. При определенных формах аутизма регулярные занятия с логопедом надо практиковать ранее 3 лет и не прерывать с наступлением среднего школьного возраста.

Специфика логопедической коррекции

Исправление звукопроизношения, лексико-грамматических навыков у детей-аутистов начинается с коррекции коммуникативных особенностей речи. Первый шаг в решении данной задачи: логопедическая диагностика. Специалист в процессе первых занятий решает целый ряд вопросов, от которых в дальнейшем зависит качество речи несовершеннолетнего. Логопед устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обучает пониманию слов, навыку придания выразительности произнесенным фразам.

Комплексность, регулярность — важные условия результативности логопедических занятий.

Профессиональную логопедическую коррекцию осуществляют по 4 основным направлениям:

  • Обследование понимание речи, фиксация вокализации, звуков внегортанного происхождения, эхолалии, спонтанных высказываний, звукоподражаний.
  • Развитие понимания речи. Необходимо, чтобы ребенок постепенно, без стрессов и эмоциональных перегрузок становился «включенным в реальность», осознавал, реагировал на происходящее вокруг.
  • Растормаживание внешней речи, основанное на бессознательном словесном и звуковом подражании (оно постепенно переходит в сознательное).
  • Формирование экспрессивной речи. Начинается с обучения навыкам звукоподражания, артикуляционных движений.

Речевая профессиональная терапия — сложный процесс, где все составляющие взаимосвязаны.

Она является важной частью логопедической коррекции, чей успех зависит от своевременного обращения к опытному специалисту. Как помочь вашему ребенку? Позвоните на телефон «горячей линии» либо отправьте сообщение в форме обратной связи на сайте. Вы получите первичную консультацию абсолютно бесплатно.